Построить простую диаграмму и аналитический отчет для бизнеса, занести показатели в таблицу и визуализировать их в виде графика, импортировать данные из Excel, Яндекс.Метрики или CRM — все это позволяет сделать сервис Yandex DataLens. Разбираемся в его функционале и рассматриваем возможности применения для бизнес-задач.
Основные возможности Yandex DataLens
Рассмотрим, какие возможности поддерживает сервис Yandex DataLens.
Импорт данных из различных источников
Импортировать данные для создания графиков, диаграмм и других типов визуализации можно во вкладке “Подключения”. Самый простой вариант — это выгрузка из файла Excel (перед загрузкой таблицу нужно преобразовать в формат CSV) или из Google Таблиц. Всю информацию можно внести через программу, после чего использовать ее для автоматического построения графиков в Yandex DataLens.
Кроме этого, сервис предлагает следующие варианты:
- сервисы от Яндекс — Query, Метрика, App Metrica, Yandex Cloud Billing и Monitoring, аналитика подкастов в Музыке;
- сервис управления бизнесом Битрикс 24;
- инструменты для учета товаров “Мой Склад” и “Контур.Маркет”;
- сервис для выгрузки данных из С1 “Экстрактор С1”;
- базы данных, такие как MySQL, ClickHouse, Greenplum и другие.
Создание графиков и диаграмм
Основная функция DataLens — это создание визуализаций на основе импортированных данных. Вот основные варианты:
- диаграммы — круговая, точечная, столбчатая, пузырьковая, бистолбцовая, воронкообразная, радарная, лучевая, барчарт, диаграмма Ганта;
- гистограммы;
- графики — линейный, сетевой, тепловой, санкей, каги;
- временная шкала;
- картограмма,
- статистическая карта;
- дерево решений и другие вариации.
Фильтрация и сегментация данных
В DataLens также присутствую инструменты для углубленного анализа больших объемов данных. Фильтрация позволяет искать и выделять информацию по определенным параметрам, сегментация — разделять ее на группы по разным критериям. Благодаря этому можно легко ориентироваться в большом объеме данных, не тратить время на ручную сортировку, выявлять закономерности и тенденции. Также есть возможность создавать визуализацию только определенной группы информации, выделенной в процессе фильтрации и сегментации.
Создание интерактивных дашбордов
Дашборд — это интерактивная доска, на которой можно размещать нужную информацию: созданные графики и диаграммы, подписи и комментарии к ним, заголовки, виджеты и другие элементы. Данные на дашборде можно фильтровать — например, показывать только определенные виды визуализаций или скрывать ненужные в данный момент разделы. Ссылкой на дашборд можно поделиться — тогда ее смогут просматривать другие пользователи, при необходимости им можно дать доступ к редактированию, чтобы работать в команде.
Интерфейс Yandex DataLens
Рассмотрим элементы интерфейса Yandex DataLens.
Обзор основных элементов интерфейса
На главной странице расположены основные инструменты управления:
- “Подключения” — варианты для импорта информации, например, из Excel-файлов, метрик Яндекса или баз данных;
- “Датасеты” — создание новых наборов данных или просмотр и редактирование импортированных;
- “Чарты” — инструменты для визуализации и создания графиков и диаграмм;
- “Дашборды” — создание интерактивных страниц для объединения нужной информации.
Настройка визуализаций и отображения данных
Чтобы начать работу, необходимо создать новый проект, выбрать источник данных и выставить параметры визуализации — выбрать тип графика, цвета, сортировку информации, подписи, фильтры. Отображение можно настроить, выбрав нужный формат данных, таблицы, диаграммы или графика, размер и положение элементов на странице. Кроме того, есть возможность создавать свои собственные шаблоны визуализаций, которые можно использовать для быстрой визуализации больших объемов данных в одном стиле.
Готовые визуализации можно сохранить на компьютере или опубликовать на сайте Yandex DatalLens.
Возможности кастомизации и персонализации интерфейса
Настроить интерфейс под себя можно следующим образом:
- выбрать тему оформления — темная или светлая;
- настроить цвет фона и текста;
- изменить размер шрифта;
- создать собственный стиль для элементов интерфейса.
Типы визуализаций в Yandex DataLens
Рассмотрим основные типы визуализаций в Yandex DataLens.
Линейные графики
Линейный график — это тип диаграммы, который используется для визуального отображения изменения данных в зависимости от динамики переменных. Он состоит из серии точек, соединенных прямыми линиями, и позволяет легко выявлять тенденции и сравнивать информацию за разные периоды времени. Линейный график удобно использовать для анализа динамики продаж, изменения цен, изучения тенденций в продажах, посещаемости, активности пользователей и других параметрах, где нужно отслеживать изменения в течение определенного периода времени.
Круговые диаграммы
Круговая диаграмма — это тип диаграммы, который используется для представления долей частей в целом. Она представляет собой круг, разделенный на несколько секторов. Круговые диаграммы удобно использовать, когда нужно показать сегменты различных элементов в общей сумме: например, доли разных групп в ЦА среди всех посетителей сайта или прибыль от продаж в разных филиалах в общем доходе компании.
Гистограммы
Гистограмма — это график, который используется для отображения распределения данных. Он состоит из столбиков, высота которых пропорциональна частоте значений в определенном диапазоне. Гистограммы удобно использовать, когда нужно увидеть, как часто встречаются те или иные значения. Например, можно отслеживать, в какое время суток подписчики проявляют наибольшую активность, чтобы оптимизировать график выкладки контента или выявлять сезонную динамику продаж.
Тепловые карты и другие типы визуализаций
Тепловые карты — это тип графических изображений, который используется для визуализации данных. Они представляют данные в виде цветных квадратов или прямоугольников, где каждый оттенок соответствует определенному значению данных. Например, красный цвет может означать высокое значение, а синий — низкое.
Например, их можно создавать для отслеживания статистики продаж по регионам или посещаемости по городам и странам. Также тепловые карты помогают оценить юзабилити сайта — они показывают, какие элементы сайта получают больше всего кликов от пользователей, а какие остаются без внимания. Это помогает понять, что нужно изменить для улучшения пользовательского опыта.
Преимущества использования
Преимущества использования Yandex DataLens заключаются в следующем.
Визуализация больших объемов данных
Yandex DataLens позволяет работать с неограниченным объемом данных — например, он может за несколько секунд проанализировать ассортимент маркетплейса или составить отчет по продажам за последние 10 лет. Это ускоряет и оптимизирует работу, повышает точность отчетов — вручную изучение и сортировка данных заняли бы большое количество, нельзя было бы исключать вероятность ошибок.
Быстрое создание отчетов и дашбордов
Все составленные графики можно добавлять на дашборды, чтобы легко получать доступ к важной информации и хранить разные отчеты в одном месте. К ним можно добавлять пояснения и комментарии, разбивать доску на разделы, фильтровать и упорядочивать элементы по разным категориями. Важное преимущество для командной работы — можно давать доступ к просмотру и редактированию дашборда.
Возможность обнаружения трендов и паттернов
Yandex DataLens можно использовать не только для визуализации готовых отчетов, но и для анализа статистики по разным метрикам. Благодаря удобному и наглядному представлению данных в разных вариантах можно выявлять неочевидные тенденции и взаимосвязи между разными событиями или показателями, находить актуальные тренды и паттерны — например, в пользовательском поведении, в динамике продаж за определенный период, в активности конкурентов на рынке.
Интеграция с другими сервисами Яндекса и сторонними инструментами
Одно из главных преимуществ DataLens — нет необходимости вручную вносить данные для графиков благодаря возможности импорта файлов. Созданную в любой программе таблицу можно загрузить в сервис, преобразовав файл в CSV-формат. Импортировать данные можно и из сервисов Яндекс — таких как Метрика сайтов или приложений, Музыка или Cloud Billing. Поддерживаются системы складского учета, CRM и все популярные базы данных.
Практическое применение Yandex DataLens
Приведем несколько вариантов, как можно использовать инструменты Yandex DataLens:
- анализ продаж, закупок и остатков на складах — благодаря интеграции с сервисами складского учета можно легко отслеживать динамику сбыта товаров;
- анализ посещаемости сайта — импорт данных из Яндекс.Метрики позволяет строить графики активности на страницах и выявлять взаимосвязи с рекламными компаниями, что позволит сделать вывод о их эффективности;
- визуализация данных для маркетинговых отчетов — динамику основных показателей можно представить в виде различных графиков и диаграмм и использовать наглядные данные в презентации для клиентов;
- анализ социальных сетей — можно отслеживать активность в пабликах и каналах, чтобы определить эффективность маркетинговых кампаний и оптимизировать контент для повышения вовлеченности пользователей;
- сбор данных о клиентах, подписчиках, посетителях сайта — есть возможность легко визуализировать информацию о пользователях, сегментировать их по общим критериям, выявлять тенденции в поведении и выделять самые прибыльные группы ЦА.
Заключение
Подведем итоги:
- Yandex DataLens — инструмент для визуализации данных, который позволяет импортировать информацию из Excel-файлов, Google Таблиц, метрик, CRM, баз данных и представлять ее в виде графиков и диаграмм;
- для удобства данные можно фильтровать, сегментировать и сохранять на интерактивных досках — дашбордах, к ним можно давать доступ другим пользователям;
- основные элементы интерфейса — это вкладки “Подключение” для импорта данных, “Датасеты” для создания и редактирования таблиц, “Чарты” для визуализации и “Дашборды” для хранения и упорядочивания;
- визуализировать данные можно в виде графиков, диаграмм, гистограмм, тепловых карт и других элементов, в них можно настраивать цвета, сортировку информации, подписи, фильтры;
- Yandex DataLens можно использовать для разных маркетинговых и бизнес-задач, применять при анализе разных показателей, чтобы выявлять тренды и тенденции, внедрять в работу как инструмент сквозной аналитики и визуализировать сложные отчеты в виде понятных и наглядных схем, которые будут понятны даже непрофильным специалистам.